Для обучения и совершенствования техники стрельбы и управления своим эмоциональным состояние можно применять следующие подготовительные упражнения и стрельбы.
Стрельба по белому листу бумаги дает возможность отвлечься от точки прицеливания и сосредоточить и внимание на элементах техники выполнения выстрел особенно на спуске и прицеливании. Это упражнение следует практиковать до тех пор, пока не будет достаточно хорошо освоена техника и не уменьшится разброс пробоин.
Стрельба по белому листу бумаги с полосами форме буквы "Т" отрабатывает правильное направление движения руки по вертикали вверх, а также б остановочный нажим на спусковой крючок при пересечении горизонтальной и вертикальной полос. Вначале их ширина делается 20 см, а по мере усвоения материала — уменьшается. Полосы окрашиваются в черный или синий цвет и наносятся на обратной, свет стороне фигурной мишени, то есть на просвечивщихся пересечениях цифр по вертикали и горизонтали.
Обычно при стрельбе по фигурной мишени начинающий спортсмен в момент совмещения мушки в прорези с центром десятки ускоряет нажим на спусковой крючок, отчего получается плохой выстрел. Стрельба по полосам как бы отвлекает от центра и заставляет беспрерывно и равномерно нажимать на спусковой крючок от начала движения руки с пистолетом по вертикальной полосе до пересечения ее с горизонтальной. Стрельба по оборотной стороне фигурной мишени помогает стрелку концентрировать свое внимание на элементах техники выполнения выстрела. В этом упражнении особенно хорошо удается отрабатывать точное совмещение и удержание мушки в прорези, так как отсутствует точка прицеливания. При стрельбе на кучность иногда можно показывать мишень со стороны габаритных линий для подсчета очков и анализа.
Стрельба по неподвижной фигурной мишени без ограничения времени на выстрел. Мишень повернута лицевой стороной. Задачи те же, что и в предыдущем упражнении, — совмещение и удержание ровной мушки в прорези. Обычно начинающие спортсмены после стрельбы стремятся сразу же подсчитать свои «десятки» и мало обращают внимания на отрывы. Им необходимо разъяснять, что очки нужно подсчитывать при зачетной стрельбе. А в этом упражнении следует добиваться только кучности. Стрельба по неподвижной мишени с учетом израсходованного времени. После серии выстрелов обучаемым сообщают о затраченном времени. Если стрельба елась технически грамотно, то в дальнейших тренировках они должны стараться уменьшать показанное время.
Стрельба по поворачивающейся фигурной мишени без ограничения времени помогает отрабатывать реакцию, которая у неопытных спортсменов развита недостаточно хорошо. Поэтому они запаздывают с началом подъема руки. Чтобы исправить эту ошибку, надо регулярно тренироваться, улучшать реакцию на поворот мишени и следить, чтобы в момент подброса руки мушка не терялась в прорези за счет движения кисти в лучезапястном суставе и голова не делала резких движений. Временные интервалы между выстрелами можно совершенствовать при помощи следующего упражнения: изучаемой по команде, тренера делает один выстрел, 4 оставшихся (с интервалом в 7 с) самостоятельно.
Начинающие стрелки вначале показывают время о 5 до 10 с, а по мере накопления опыта их времени интервалы стабилизируются. Стрельба на кучность может вестись как по неподвижным, так и поворачивающимся мишеням. Групп спортсменов одновременно стреляет одну серию из пяти выстрелов. Тот, у кого будет лучшая кучность, получает один балл. Затем упражнение повторяется. Победителем становится спортсмен, набравший наибольшее количество баллов. В процессе стрельбы трене необходимо следить за техникой выполнения выстрел стараться еще до проверки мишеней определять и сообщать, у кого из стрелков будет лучшая кучность. Такая стрельба отвлекает от подсчета очков и заставляя целенаправленнее работать над техникой.
Одной из разновидностей этого упражнения является стрельба на лучшую кучность «по вертикали». О проводится для того, чтобы при нажиме на спусков крючок отработать безостановочное (от начала подъёма руки до выстрела) движение указательного пальца. При таком условии каждый старается выполнить в стрел не в момент остановки и совмещения мушки прорези с центром мишени, а при прохождении его что исключит возможность отрывов в результате дергания за спусковой крючок. Тот из спортсменов, у которого будет наименьшее расстояние между крайними пробоинами по горизонтали, и будет победителем.
Стрельба с задачей не выйти из габарита «восьмерки», «девятки» или «десятки» в зависимости от степени подготовленности и периода тренировки. В случае невыполнения требований спортсмен прекращает стрельбу с патроном, переходит к стрельбе без патрон и занимается устранением замеченных ошибок. Через некоторое время его вновь подключают к дальнейшей стрельбе с патроном. Такое упражнение помогает стрелкам сосредоточиваться, вызывает у них стремление лучше выполнить поставленную задачу и воспитывает волевые качества. Стреляющий дольше других будет победителем.
Стрельба с выбыванием. Участник, показавший на меньший результат в первой серии, выбывает из тренировочных соревнований. Остальные продолжают делать упражнение до тех пор, пока не будет выявлен победитель. Выбывших после очередных серий нельзя отстранять совсем. Они должны самостоятельно тренироваться без патрона и затем после определенного количества серий вновь приступать к стрельбе с патроном.
Стрельба с форой, то есть, когда сильные дают несколько очков вперед, тем самым ставя себя со слабыми в равные условия.
Соревнования команд. Стрелков разбивают на 2 группы. К одному из «сильных» в стрельбе подключают «слабых». Такое распределение заставляет «слабых» «собраться». «Сильные» их подбадривают, воодушевляют и сами стараются не «подкачать». Это способствует воспитанию чувства ответственности за успехи команд и за свои личные.
Стрельба на определение среднего тренировочного результата проводится перед соревнованиями, когда тренер хочет выявить степень подготовленности своих воспитанников. Она должна состоять из двух, трех серий по 20 выстрелов на каждой тренировке. Кроме того, необходимо подсчитывать средний результат всех дней тренировок.
Стрельба без подхода к мишеням после каждой отстрелянной серии проводится для определения средней точки попадания, общей кучности и отвлекает спортсмена от подсчета очков. Это положительно сказывается на его общем эмоциональном состоянии и способствует улучшению стрельбы. Но когда ставится задача показать хороший результат, спортсменам следует разрешать подходить к мишеням как после каждой серии (20 или 30 выстрелов), так и после 3 или 5 серий.
Стрельба на совмещение средней точки попадания с центром мишени. Здесь не нужно бояться поправок. Их делают на каждой тренировке или соревнованиях даже стрелки высокого класса, так как на отклонение средней точки попадания от центра мишени влияет множество различных факторов: ветер, холод, дождь, жара, освещение — утреннее или вечернее, острота зрения и настроение. Поэтому вовремя сделав поправку, обучаемые как бы уменьшают их влияние. Нельзя вносить поправки по одному или двум выстрелам, потому что этого не всегда бывает достаточно для определения средней точки попадания. На соревнованиях тренер должен смотреть за правильностью внесения поправок, так как случается, что от волнения стрелки делают их не в нужную сторону.
Стрельба «на побитие своих рекордов» воодушевляет спортсменов, оставляет у них чувство удовлетворенности и желание улучшить свой личный результат. Такие стрельбы целесообразно проводить в соревновательной форме на занятиях внутри учебных групп, поощряя лучших дополнительными патронами.
Необходимо устраивать и классификационные соревнования между группами, организовывать встречи с сильнейшими стрелками, давать возможность выступать на соревнованиях более крупного масштаба. В практике организации и проведения тренировочных занятий по многим видам спорта в Последнее время все чаще и чаще можно наблюдать создание специально затрудненных условий. Они заставляют спортсменов проявлять максимум волевых усилий по преодолению не только объективных, но и субъективных трудностей. Однако и здесь необходимо чувство меры. Тренеру и врачу следует особенно внимательно следить за всеми изменениями, происходящими в организме стрелка в связи со значительной затратой нервной энергии.
Не следует злоупотреблять контрольными стрельбами, прикидками, и стрельбой «на карандаш». Хорошо, когда занятия проходят на стрельбище, расположенном в лесу, с чистым воздухом или в сухом светлом помещении закрытого тира. Мелодичная, в ритме медленного вальса музыка положительно воздействует на нервную систему стрелка. Исследования показывают, что хорошие тренировочные условия создают благоприятный фон для психического состояния спортсмена, снимают излишние нервные напряжения.
Описанные выше методические приемы, приспособления и приборы помогут тренеру быстрее и эффективнее обучать спортсменов-стрелков. А чтобы более наглядно и четко представить структуру элементов техники, предлагаю схему (см. рис.)
А. Я. Корх, Заслуженный тренер РСФСР
Мишенные установки "Т-Медиа" |
|
|
|
|
|
|
Стойка мишенная переносная универсальная СМПУ-3 |
Мишенный модуль "Призма" |
Установка мишенная УМ-2Э "Противник" |
Мишенный модуль "Биатлон" |
|
|
|