Серия значков и магнитов "Между небом и водой. Экранопланы: вчера, сегоня, завтра"
Не так давно в мировой печати промелькнуло сообщение: «Компания Boeing работает над проектом гигантского экраноплана. Летательный аппарат, названный «Ультра», будет иметь 152 м в длину, а размах крыльев составит 1О6 м».
Это сообщение не привлекло бы особого внимания. Мало ли над какими проектами работают авиационные фирмы... Но в этом деле есть одна тонкость, которая со временем подзабыта....
Экранный эффект — это та же воздушная подушка, только образуемая путем нагнетания воздуха не специальными устройствами, а динамически набегающим потоком воздуха. То есть «крыло» таких аппаратов создает подъемную силу не только за счет разреженного давления над верхней плоскостью (как у «нормальных» самолетов), но и за счет повышенного давления под нижней плоскостью, создать которое возможно только на очень небольших высотах (до 10 метров).
Экранный эффект на 20–30% увеличивает подъемную силу крыла летательного аппарата и снижает его сопротивления вблизи поверхности. Теоретически, с учетом многих других факторов, грузоподъемность машины, скользящей над водой, может быть на 40% больше!
С экранным эффектом – эффектом изменения несущих свойств воздушного крыла на малых высотах – впервые столкнулись авиаторы в 2О-х годах ХХ века на взлетно-посадочных режимах полета самолетов. В ряде случаев проявление экранного эффекта оборачивалось авариями и катастрофами.
В 1964 году по постановлению правительства СССР под руководством Ростислава Евгеньевича Алексеева были начаты работы по созданию экранопланов для ВМФ, и спустя два года экраноплан КМ-1, получивший у зарубежных спецслужб название «Каспийский Монстр» массой 55О тонн был построен и спущен на воду. Экраноплан успешно прошел государственные испытания, после чего эксплуатировался до 198О года, обеспечивая решения различных задач проектирования экранопланов. До появления самолета Ан-225 «Мрия» это был самый тяжелый летательный аппарат в мире.
Экранопланы выгодно отличаются от обычных кораблей тем, что способны развивать скорость до 46О км/ч, а их перемещение практически не ограничено – моря, реки, болотистая местность, снега, льды и даже суша способны служить для создания «экрана». Кроме того, в отличие от самолетов, экранопланы более живучи, экономичны и практически незаметны для радиоэлекронных средств обнаружения противника, а также невосприимчивы к противокорабельным минам.
Наступившая в стране перестройка сделала невозможным дальнейшие разработки и постройки экранопланов. После гибели СССР конструкторское бюро Алексеева подверглось разгрому.
В настоящее время разработки в области экранопланостроения в России ведутся частными компаниями на собственные средства.
В 2ООО году ОКБ «Сухого» представило экранолет С-9О, способный перевозить до 4,5 тонн грузов на высоте от О,5 до 4ООО метров. Дальность полета аппарата составляет около трех тысяч километров. «Арктическая торгово-транспортная компания» занимается выпуском пассажирских пятиместных экранопланов Aquaglide-5, а московское НПК «Трэк» производит экранопланы «Иволга». Последние уже принимаются на службу в МЧС. В самом ЦКБ «Алексеева» сегодня выпускаются экранопланы «Волга-2», «Ракета-2» и «Стриж».
Представленная серия значков - это интересный и полезный подарок или сувенир для коллекционеров, моделистов, людей, увлекающихся военной техникой, а также для всех, кто интересуется и гордится историей своей страны и ее героическими Вооруженными Силами.